В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей.
Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проекта.
Актуальность: «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …В. Гузеев
Задачи проектного обучения:
· создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
· учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
· развивают исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения);
· развивают системное мышление.
Метод проектов я широко применяю в своей работе с 2005 года, как в урочной, так и во внеклассной работе. Работая по программе УМК «Гармония», под редакцией Н.Б. Истоминой метод проекта использую на уроках литературного чтения, трудового обучения, окружающего мира, изобразительного искусства.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении. Особое место по внедрению проектной деятельности занимает реализация регионального компонента через курс «Маленький пермяк» автор - Н.А. Князева. Изучая историю, символику, культуру, природу родного края, возникла идея создания проекта «Моё село». Были определены задачи работы над проектом:
· собрать как можно больше сведений о родном селе;
· воспитывать любовь к родному селу, краю.
Определены сроки работы над проектом — 2 месяца.
Учащимися были выдвинуты основные направления проектной деятельности. Ими стали:
1. знакомство с растительным и животным миром;
2. знакомство с жизнью знаменитых людей села;
3. знакомство с культурно- историческим наследием села.
Данная деятельность завершилась созданием авторской групповой
компьютерной презентации в среде Power Point с помощью учителя и родителей. Итогом всей работы стали фоторепортажи, заметки в газете «Частинские вести».
Концепция модернизации нацеливает нас педагогов на деятельностный (компетентностный) подход в работе с детьми. Чтобы знания перешли в умения, навыки, в способность ребёнка делать осознанный выбор – нам помогает проектная деятельность.
В 2006 году создан проект «Лиственничный парк в опасности», он, в соответствии с ведущим видом деятельности является информационным, направлен на изучение состояния лиственничного парка в настоящее время. Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацелен на решение ряда педагогических задач.
Мы создали банк данных о лиственничном парке, познакомили местное население с историей парка. Принимаем активное участие в благоустройстве близлежащей территории парка.
Дети активные участники проектной деятельности.
Таким образом, через социальное проектирование мне удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности педагога.
|